Слово «кирпич» заимствовано из тюркских языков. До кирпича использовали  плинфу. «Плинфа» — тонкая и широкая глиняная пластина, толщиной примерно 2,5 см. Изготавливалась в специальных деревянных формах. Плинфа сушилась 10-14 дней, затем обжигалась в печи. На многих плинфах находят клейма, которые считаются клеймами изготовителя.

  Старейшие экспонаты музея относятся к ХІІ в., они привезены из Турова, из таких кирпичей был сооружен фундамент древнего храма.

  Интересным экспонатом музея является, так называемый, пальчиковый кирпич. Его отличительная особенность – следы пальцев мастера, которые тот оставлял еще на необожженном «полуфабрикате». Одни историки считают такой след своеобразным клеймом, другие – необходимостью для лучшего сцепления в кладке.

  В древней Руси кирпич появился в Х веке, это связано с влиянием византийской культуры. Наиболее массово его стали применять с конца столетия. В результате крещения Руси в 988г. со священниками из Византии приехали и строители, привезшие секрет производства кирпичей. Первой кирпичной постройкой в древней Руси была Десятинная церковь в Киеве, в Москве первые кирпичные дома были сооружены в 1450 г. А в 1475г. был построен первый в России кирпичный завод. До этого производство кирпича было в основном развито при монастырях. Техника производства кирпичей была достаточно примитивной и трудоёмкой. Формовали кирпичи вручную, сушили исключительно летом, а обжигали в напольных печах-времянках, выложенных из высушенного кирпича-сырца.

  В ХV в. – появляется кирпич в виде бруска («аристотелев») по имени итальянского архитектора Аристотеля Флораванти.

  Стандартный обожжённый кирпич появляется примерно с XVI века.

  Кирпич с личным клеймом мастера служил надежной гарантией качества. Если в телеге при разгрузке три оказывались разбитыми, забраковывалась вся партия. Клеймо в виде вензелей заглавных букв Н.Б. и фамилии КЕЦЛАХЪ принадлежит известному в ХІХ в. местному мастеру кирпичных дел. В старину отдельные мастера и целые заводы имели подобные клейма. Сейчас по ним легко можно определить возраст постройки. Обычно клеймо наносили на каждый сотый или тысячный кирпич. Частные производители обычно ставили оттиск своих инициатив, иногда угловой знак, иногда фамилию заводчика.

  В ХVІІІ в. клейма ставили на тычке. В сер ХІХ в. – на ложке (ребро), а в кон. ХІХ в. – на широкой грани кирпича (постель).

  До ХVІІІ в. кирпичи были неровные, но с появлением машинного производства в 40-х гг. ХІХ в. кирпичи стали гладкими и ровными.