История — сокровищница наших деяний,
свидетельница прошлого, пример и поучение
для настоящего, предостережение для будущего.

Мигель де Сервантес

   В литературе нет единого мнения по поводу происхождения топонима Полесье. Большинство исследователей придерживается мнения, что в основе термина лежит корень -лес-. Тогда Полесье — территория по лесу, то есть граничащая с лесом. Существует и альтернативная точка зрения, по которой топоним происхождит от балтского корня pol-/pal-, обозначающего болотную местность. Белорусское Полесье занимает южные районы Брестской и Гомельской областей. Общая площадь региона составляет 61 тыс. км2, то есть чуть менее 30 % территории Белоруссии. Протяжённость территории региона с запада на восток составляет около 500, с севера на юг — около 200 км. В первую очередь, Белорусское Полесье разделяют на Западное и Восточное. Условной границей между Западным и Восточным Полесьем считается Ясельда и Горынь, а также участок Припяти между устьями этих рек.

   Белорусское Полесье делится на пять физико-географических областей (перечисление с запада на восток): Брестское, Припятское, Загородье, Мозырское и Гомельское. Загородье — местность на юге Брестской области, основная часть Берестейско-Пинского Полесья. В Белорусское Полесье, кроме бассейна Припяти, входят верхняя часть бассейна Щары, бассейны Мухавца и Брагинки.

   История Полесья начинается в глубокой древности. Раннеславянские памятники культуры здесь известны с VI в. На берегах полноводных рек появлялись первые городские поселения — Туров, Пинск, Мозырь, Гомель и др. Защищенные рвами, валами и деревянными стенами, они быстро росли, превращаясь в богатые экономические центры.

   Были налажены торговые связи с Киевом и другими южнорусскими городами, с Польшей и Прибалтикой.

   Богатая нетронутая природа, большое количество редких видов животных и птиц, культурно-исторические комплексы придают этой местности неповторимый колорит и большое экологическое и культурное значение.

   Водно-болотные угодья играли центральную роль в развитии человечества на протяжении всей истории. До сих пор многие сообщества зависят от водно-болотных угодий с точки зрения выживания, а также экономически. Более миллиарда людей в мире живут на заболоченных территориях. Для них водно-болотные угодья обеспечивают жизненно важные средства и условия существования, включая продукты питания, защиту от наводнений, очистку воды и водоснабжение.

   «Белорус осторожно ступает по болоту, ему тут и тревожно, и спокойно… Он привыĸ обдумывать ĸаждый шаг, иначе попадешь в топь — и поминай ĸаĸ звали».

   Отношение к болоту, выражаемое в языке и культуре беларусов, амбивалентно – с одной стороны, это гиблое, опасное место, с другой – не доступное для врагов убежище, где можно укрыться во время опасности и найти пропитание.

   Эти места были непростым кормящим ландшафтом для местных жителей. Он требовал труда и терпения.

Давид-Городок. Идут через болото. 1936. Источник: Палесьсе і палешукі. Мінулае.
Сплав на Пине. 1920-30-е. Источник: Палесьсе і палешукі. Мінулае.
Переправа через Припять. 1930-е годы. Источник: Палесьсе і палешукі. Мінулае.
Полесье. Рыбак и рыбачка. 1930-е. Источник: Палесьсе і палешукі. Мінулае.
Западное Полесье. 1936. Источник: Палесьсе і палешукі. Мінулае.

   С одной стороны, болото  – это естественная среда обитания полешуков, мир их хозяйственных забот. С другой стороны – это основа их мировосприятия, их взгляда на природу и свое место в мире. Болото – это нехватка продуктивных земель, неурожайные зыбкие земли, на которых трудно сделать даже надежные постройки. Это жизнь на острове, как называется в романе деревня, окруженная не рекой или морем, а непроходимыми болотами и бездорожьем, которые отрезали местных жителей не только от городов и цивилизации, но даже от соседских деревень. Эта изолированность наложила определенный отпечаток на живущих на болоте людей, на их характер и образ жизни. Люди адаптировались к окружающим условиям, и уклад их жизни отличался уникальными характеристиками. Полешуки научились ходить через опасную трясину, использовать природные ресурсы водно-болотных угодий, выращивать и сохранять урожай. Для передвижения по воде из цельного ствола дуба рубили челны. Они были в каждом хозяйстве. На быстрых и легких челнах домой с поля привозили сено и картошку, рыбачили, плавали на рынок. На лодках перевозили даже крупных животных.

   Заболоченная местность требовала от полешуков умения находить решения, подходящие к их условиям жизни. Постоянные паводки научили местных жителей искусно ловить рыбу и заниматься бортничеством. Паводки не так сильно влияли на пчел, а значит, мед всегда можно было достать. Для этого в толстых и высоких деревьях делали дупла или же выбивали их в отдельных колодках. Они становились домиками для диких пчел, мед которых собирали бортники.

   Множество опасных, гиблых мест на болотах, необходимость обдумывать каждый свой шаг, отрезанность от мира сформировали характер жителей Полесья – осторожные, осмотрительные, неторопливые в принятии решений, не слишком доверчивые по отношению к другим людям. Они воспринимают жизнь такой, какая она есть, не надеются на случайную удачу, склонны полагаться на собственные силы, не рассчитывая на помощь извне.

Рынок на Пине. Источник: Палесьсе і палешукі. Мінулае.

   Болота всегда казались крестьянам таинственными и непредсказуемыми местами. Это не только топь и грязь, но и невообразимая красота и величие, вызывающая не просто эстетическое чувство восхищения красотой природы, но и чувство благоговения перед ее силой, гармонией, взаимосвязями.

   Именно природные условия сформировали важнейшие свойства культуры белорусов, в которой человек не противопоставляется обществу, а общество – природе. Каждый человек обладает теми же качествами, которыми обладают и другие люди. Явления и силы природы также одушевлены и обладают теми же свойствами, что и люди.

   Культура жителей Полесья своей неповторимостью уже давно привлекает внимание исследователей, писателей и туристов. Из-за относительной изоляции в силу заболоченности территории полешуки редко взаимодействовали с жителями других регионов. В связи с этим старые традиции Полесья хорошо сохранились. Язык полешуков (полесские говоры), одежда, дома, праздничные обряды, еда, фольклор отличаются не только по сравнению с другими частями Беларуси и Украины, но даже в самом Полесье каждый город и деревня разные, и по тому, как люди выглядят, говорят или действуют, можно понять их место происхождения.

   Во многих полесских деревнях и городах встречаются небольшие деревянные церкви, памятники полесского зодчества. Некоторые из них удивляют своей необычной архитектурной формой, другие – способом, которым они были построены (строительство без гвоздей).

   В Полесье находится около 100 объектов архитектурного, исторического, художественного и археологического наследия государственного значения. Десятки из них претендуют на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

   В последнее время интерес к уникальной природе и культурным особенностям полесского региона растет не только в Беларуси, но и за рубежом. Полесье часто сравнивают с Амазонией. Этот образ все более активно используется в описании и туристическом продвижении полесского региона.

Припять – Европейская Амазонка. Фото Виктор Малыщиц

   Полесский регион описывают не только как Европейскую Амазонку, но и как море Геродота, Сарматское море или Белорусское море. Еще несĸольĸо столетий назад здесь находилось большое море, о существовании ĸоторого говорят древние ĸарты, хрониĸи и археологичесĸие находĸи. О нем 2500 лет назад упоминал Геродот, как о ĸрупнейшем озере Европы (настольĸо большим, что оно именуется морем). Вода его была пресной, так как оно появилось при таянии ледниĸов.

   Существование огромного озера или моря в районе Брестсĸой области и восточнее подтверждают и средневеĸовые ĸарты С. Мюнстера (1540 г.), Я. Гастальди (1562), К. Вопеля (1566 г.), Г. Мерĸатора (1609 г.). Там оно называется Сарматсĸим. Название, видимо, условное и происходит от общего названия Восточной Европы ĸаĸ Сарматии.

   На ĸартах XVI веĸа Сарматсĸое море-озеро имеет форму подĸовы. На берегах этого обширного водоема располагались Шерешево и Жировичи, из него вытеĸали (или питали его?) речĸи Ясельда, Нарев и Лесная. На ĸартах С. Мюнстера и К. Вопеля озеро называется «Sarmatica palus». Название «palus» (болото) свидетельствует о том, что тенденция ĸ заболачиванию и пересыханию озера была уже явно заметна. На ĸарте Я. Гастальди водоём называется озером: «lago» (по-итальянсĸи – озеро). На Радзивилловсĸой ĸарте ВКЛ (1613 г.) на месте озера мы видим уже подĸовообразное болото, в середине – местечĸо Берёза.

Полесье, море Геродота. Источник: history-belarus.by
Полесье, море Геродота. Источник: history-belarus.by

   Судя по тенденции исчезновения моря-озера, неĸогда оно было огромным, ĸо времени Геродота было очень большим, ĸ средним веĸам – намного ĸрупнее озера Балатон в Венгрии, в период расцвета ВКЛ постепенно превращалось в болота.

   Многие традиции Полесья сохранились до наших дней, потому что люди бережно передавали их из поколения в поколение. Бортничество, сбор лекарственных трав, аутентичное полесское пение, фольклор, методы строительства, одежда и орнаменты – все это может быть использовано как источник вдохновения и развития, а не просто как исторические свидетельства или музейные экспонаты, интересные лишь узкому кругу специалистов.


Наша экспозиция