Далёкое эхо Афганской войны

Немного из истории Афганистана

Афганистан – сравнительно молодое государство: оно было основано в 1747 г. Однако история населяющих его народов насчитывает несколько тысяч лет. Территория современного Афганистана входила в состав многочисленных государственных образований, а временами сама являлась очагом возникновения крупнейших империй в регионе. Находясь в центре Азии, Афганистан, ввиду своего выгодного стратегического положения, в древнее время и средние века становился жертвой разного рода нашествий и завоеваний, в новое время – местом столкновения интересов двух колониальных держав – России и Великобритании, а в период «холодной войны» в ХХ в. – противостояния двух мировых систем. Страна не имеет выхода к морю и находится в северо-восточной части Иранского нагорья.

Афганистан с персидского языка – «страна молчаливых».  Первые протогосударства здесь появились в V тысячелетии до н.э. в одно время с Древним Египтом. Во II тысячелетии до н.э. в регионе возникла религия зороастризм. В VI в. Афганцы стали буддистами, а в VIII в. приняли ислам. Сегодня так и не скажешь, но в Раннем Средневековье Афганистан был развитым и благополучным регионом. Долгое время афганцы входили в состав различных государств. С VI в. н.э. край был включен в состав Персидской империи. Затем регион был завоеван Александром Македонским и оставался в числе греческих владений. Афганистан находился под властью скифов, гуннов, тюрков, арабов. Основательно разрушили регион монголы, уничтожив почти все достижения местной науки. После них край захватили иранцы. В 1747г. с падением империи Афганистан впервые получил независимость. В XIX в. регион был ненадолго завоеван англичанами. Социально-экономическое развитие, населяющих территорию Афганистана народностей и племен протекало неравномерно. В Афганистане проживают: пуштуны, белуджи, таджики, узбеки, казахи, туркмены, киргизы.

Картину дополняет комплекс религиозных, языковых и культурных различий, проходящих не только по границам этносов, но и внутри отдельных национальных образований.

Обычаи и нравы народов Афганистана вырабатывались в процессе жизни многих поколений.
Своеобразный уклад жизни афганского народа регулируется мусульманской религией, нормами шариата, а также, особенно в семейном быту, обычным правом “адат” (кодекс чести и достоинства афганца). В нём отражены нормы и правила поведения, семейно-бытовые отношения, оговариваются условия применение кровной мести, компенсация за убийство, определяются обряды.

Гостеприимство

Каждый афганец, каким бы бедным он ни был, рассматривает гостеприимство как дело своей чести, репутации и национальной гордости. Гостя всегда приветствуют словами: “Как ваше здоровье?”, “Добро пожаловать!”, “Да не знаете усталости”, и предложат выпить чаю. Ему предоставят самое лучшее место за столом или на ковре и самую лучшую пищу.

Правила хорошего тона и афганский национальный этикет требует от гостя, как бы он ни был сыт, отведать угощения и дать ему высокую оценку.

Афганцы по натуре исключительно общительные люди. Они резко осуждают тех, кто ведёт одинокий, затворнический образ жизни, сторонится людей, не имеет друзей.

Отличительная черта афганцев, нашедшая своё отражение в обычае “бадал хистал” (компенсация) заключается в их нетерпимости к обиде и оскорблению. Они стремятся любой ценой отомстить обидчику, “компенсировать” ущерб, нанесённый их собственности или чести. Афганец не прощает и не забывает обиду, более того, он предпочитает “око за око, зуб за зуб, кровь за кровь”. До сих пор в Афганистане на этой почве имеют место межплеменные трения, вражда, кровная месть, а иногда и вооруженные столкновения. У некоторых афганских племён, особенно на юге, западе, юго-западе и востоке страны, принято на основе обычая “компенсация” с целью прекращения кровопролития и кровной мести отдавать родственникам убитого одну или нескольких девушек-невест. Такая компенсация за убитого носит название “плата за мир”.

Обычай “бадал хистал” имеет и другую сферу применения. Он требует от всех на добро отвечать добром. Афганец считает поведение человека презренным и низким, когда тот не платит взаимностью за оказанную ему услугу, помощь, угощение.

В Афганистане официальным государственным календарём является календарь солнечной хиджры. Кроме него используется лунная хиджра и григорианское (европейское) летоисчисление. Счёт солнечной хиджры ведётся от 16 июля 622 года, когда пророк Мухаммед, по преданию, переселился из Мекки в Медину. Новый год у афганцев начинается с 21 марта по солнечной хиджре.

Пестрота национального состава, устойчивость общинно-патриархальных пережитков и традиций, огромное влияние ислама, изолированность от других стран наложили отпечаток на быт, характер, обычаи народов этой страны, не претерпевшей каких-либо серьёзных изменений на протяжении многих веков.

Религия

Афганистан – исламская республика, поэтому роль ислама в этой стране очень велика. Высоким авторитетом пользуется духовенство. Население Афганистана, исповедующее ислам, относится к двум основным направлениям этой религии – суннизму и шиизму.

В горных кишлаках, где большая часть населения (до 98%) неграмотна, мулла имеет высокую роль, по существу, он является и учителем, и толкователем законов шариата, мнений и настроений населения. Ислам – это такая религия, которая подчиняет жизнь мусульманина от его рождения, до его смерти. Ислам – это единственная из мировых религий, регламентирующая не только ритуальные действия верующих в храме, но и претендующая на влияние на все сферы жизни общества и людей. Начиная какое-либо дело, мусульманин должен произнести: “Бисмаллах” (во имя аллаха) или “Иншааллах” (если того пожелает аллах), а достигнув желаемого результата, он восклицает “Аль-хамдулаллах” (Да восславится аллах). Вся жизнь мусульман регламентируется и направляется догмами шариата – систематизированного свода мусульманских законов. Согласно предписаниям культа, мусульмане должны исполнять пять основных обязанностей, именуемых “пять столпов веры”. Первая из них – “Шахадат” – исповедание веры, что выражается в произведении формулы “Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его”. Вторая обязанность – совершение пяти дневных молитв – “намазов”. Третья – “Руза”, пост в месяц Рамазан. Четвёртая – платёж “закята” (налога). Пятая -“Хадж”, паломничество в Мекку и посещение храма Кааба.

Афганская война 1979-1989

Официально, горцы освободились от британцев в 1919 г. С тех пор ни одна страна не смогла захватить Афганистан.

Афганистан – это гористая местность со множеством пещер, что крайне затрудняет покорение этой территории. Если её завоевать, то потом придётся нескончаемо воевать с повстанцами. Именно поэтому крупные державы не задерживались в этой стране.

Афганская война длилась девять лет, один месяц и девятнадцать дней. Через Афганистан прошло более полумиллиона воинов ограниченного контингента советских войск, каждый 6-й из них из Беларуси. Свой интернациональный долг в стране выполняли более 4.5 тысяч сыновей Гомельской области, 120 не вернулись домой, порядка 100-остались инвалидами. После вывода войск из Афганистана еще сотни мужчин в расцвете лет ушли из жизни вследствие ранений, контузий, заболеваний.

У большинства «афганцев» истории похожи: 18-19 лет, «учебка» и война…

Но в каждой истории своя судьба.

Причины Афганской войны 1979-1989

Центральная Азия, где находится Республика Афганистан, всегда являлась одним из ключевых регионов, где уже несколько столетий пересекаются интересы многих сильнейших мировых держав.

Первой страной, которая признала независимость Афганистана, стала молодая советская страна. Все последующие годы СССР оказывал своему южному соседу ощутимую материальную помощь и поддержку, а Афганистан в свою очередь оставался преданным в важнейших политических вопросах.

И когда в результате Апрельской революции 1978 года к власти в этой азиатской стране пришли сторонники идей социализма и провозгласили Афганистан демократической республикой, то оппозиция (радикальные исламисты) объявили вновь созданному правительству священную войну. Для оказания братскому афганскому народу интернациональной помощи и для защиты своих южных рубежей руководство СССР приняло решение ввести на территорию сопредельной страны свой воинский контингент, тем более что правительство Афганистана неоднократно обращалось к СССР с просьбами об оказании военной помощи. Приход к власти афганской оппозиции мог привести к усилению позиций США в этом регионе, расположенном очень близко к советской территории.

Ход войны

Афганскую войну можно условно разделить на 4 периода:

1 период – с декабря 1979 г. по февраль 1980 г. В Афганистан был введен ограниченный контингент, который разместили по гарнизонам. Их задачей был контроль положения в крупных городах, охрана и оборона мест дислокации воинских подразделений. В этот период не проводились боевые действия, но в результате обстрелов и нападений моджахедов советские части несли потери. Так за 1980 год погибло 1500 человек.

2 период – с марта 1980 по апрель 1985 год. Проведение активных боевых действий и крупных военных операций совместно с силами афганской армии на всей территории государства. Именно в этот период советский воинский контингент понес значительные потери.  В это время афганская оппозиция переместила свои основные вооруженные силы в горные районы, где использовать современную моторизованную технику было сложно. Мятежники перешли к маневренным действиям небольшими отрядами, что не давало возможность использовать для их уничтожения авиацию и артиллерию.

3 период – май 1985 – декабрь 1986 года. Сокращение активных боевых действий и переход к поддержке действий афганских правительственных войск.  Помощь оказывалась авиацией и саперными подразделениями. Организация противодействия доставке оружия и боеприпасов из-за рубежа. Были выведены на Родину шесть полков.

4 период – январь 1987 – февраль 1989 года. Помощь афганскому руководству в проведении политики примирения.  Продолжение поддержки боевых действий, проводимых правительственными войсками. Подготовка к выводу советских войск.

В апреле 1988 года в Швейцарии между Афганистаном и Пакистаном было подписано соглашение об урегулировании ситуации вокруг ДРА. Советский союз обязался вывести свои войска в течение девяти месяцев, США и Пакистан должны были перестать поддерживать моджахедов. В апреле 1988 года, в соответствии с договором, советские войска были полностью выведены из Афганистана.

Последняя советская боевая операция в Афганистане – “Тайфун” – была проведена 23-26 января. 4 февраля последнее подразделение Советской Армии покинуло Кабул.

15 февраля из Афганистана советские войска были выведены полностью. Руководил выводом войск командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов.

В первых афганских бандах были охотничьи ружья, а уже через несколько лет советские войска имели дело с хорошо обученным и вооруженным войском, идеально приспособленным к местным условиям.