Виртуальный музей

Музейная комната

Без любви к своей земле, к её истории, предметам, которые берегут память наших предков, невозможно дальнейшее развитие. Ведь тепло воспоминаний связывает нас с прошлым. Идет посыл к нашей исторической памяти, без которой не бывает народа.

Музей – это отражение нашей памяти, истории. Он оказывает влияние на формирование духовности и морали, чести и патриотизма. А народ живёт, пока живёт память о нём, которая от поколения к поколению передает силу традиций и охраняет тем самым духовный облик нации. Как обеспечить духовное богатство своего народа,  не обесценить его и осчастливить им своих наследников. Нужно помнить об этом вечном наследии, самом огромном человеческом богатстве.

Музейная комната «Архитектура и этнография белорусского Полесья» в учреждении образования «Мозырский государственный колледж строителей» была учреждена 3 мая 2012 года. Учащиеся колледжа, под руководством мастера производственного обучения Захаркевич Т.В., при создании этого увлекательного уголка, применяли полученные знания на практике. Стены музейной комнаты отделаны декоративной штукатуркой, имитацией фрески, объемной росписью стен с использованием пластичных моделирующих составов.

Музейная комната является одновременно и учебным классом, и  творческой мастерской, и клубом по интересам. Она раздвигает привычные границы представления о музее, в смежном помещении находится дизайн-студия «Город мастеров». Её интеграция в учебно–воспитательный процесс и связь с социумом являются необходимыми условиями развития.   Наша музейная комната является одной из форм дополнительного образования, развивающей творчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Попадая сюда, ощущается, что быть причастными к такой необходимой и благородной профессии как строитель – это честь и огромная ответственность.

Презентация музейной комнаты

Наша музейная комната содержит следующие разделы экспозиции:
1. Брама – портал в прошлое
2. Экспозиция кирпича
3. История и этнография белорусского Полесья
4. Архитектура – выразительница нравов
Каменецкая вежа
Жемчужина Полесья – замок Пусловских в Коссово
Чечерская ратуша
Усадьба в Красном Береге
Ружанский замок
История Мозырского собора Святого Михаила Архангела
5. Пружанские торговые ряды
6. Пожежинский царь-дуб
7. Дизайн-студия «Город мастеров»

Брама — портал в прошлое

Собор святителей Кирилла и Лаврентия Туровских. Брама

В белорусской архитектуре исторически сложился своеобразный жанр – брамы.

Браму нашей музейной комнаты мы рассматриваем как своеобразный портал в прошлое…

Специфика этого архитектурного феномена заставляет нас изучить его генетические корни и происхождение, его развитие, архитектурную форму, особенности и символику.

Рассматривая архитектуру как систему организации среды (жилого пространства), можно семантически выделить некоторые ее типы, обладающие особыми качествами. К ним относятся все ситуации, когда пространство «меняет» оценку: собственное – чужое, внутреннее – внешнее, маленькое – большое, открытое – закрытое, и их можно семантически интерпретировать как границы.

С точки зрения их использования здесь осуществляется переход от одного типа пространства к другому, изменяются психофизические реакции человека и внутреннее (как сознательное, так и бессознательное) состояние его «Я». К таким типам границ традиционно относятся входы и выходы из дома, двора, а также входы и выходы из населенных пунктов.

Происхождение разных типов пространства, конечно же, восходит к древности, когда в процессе эволюции человек перешел от кочевого к оседлому состоянию жизни. Именно тогда в сознании человека закрепилось жизненное пространство: мой дом, мой участок, моя территория. В то же время эти типы сред отличаются от тех, которые не контролируются людьми.

Важным является процесс пересечения граничного пространства, пересечения невидимой линии, существующей между различными типами окружающей среды. Граничное пространство со временем начинает материализоваться: двери, пороги, окна, ворота – они являются средством выхода и одновременно защитой (закрытием) от внешнего мира.

Есть и нематериальное воплощение пересечения пограничного пространства – это обряд перехода из внешней среды во внутреннюю, из враждебного во враждебное. Одновременно формируется материальная структура входа и его образное решение. Любой вход-выход состоит из 5 компонентов: верх, низ, боковые подступенки, двери и ворота.

Пересечение дна (порога) – это ритуальный акт, поэтому под порог что-то кладут. Такое же действие происходит при стуке дверных косяков. Магическое значение придается особому предмету над дверным проемом – например, прибитой подкове или ветке омелы. Это амулеты, амулеты, и они обладают магической силой, которая «защищает» дом или двор от врага.

Столь же особую ценность имеет выход за пределы двора, так как здесь человека встречает «чужое пространство», которое может нести опасность. Поэтому при уходе создается молитва или приказ:

“Выхаджу я за варот,
Маць Прачыстая напярод,
Рызаю закрывае,
Ад усіх урагоў спасае”.

Исторический генезис организации входов и въездов на Беларуси сформировал устойчивый тип архитектурно-конструктивного и одновременно образно-символического феномена – брама. Безусловно, происхождение этого типа построения связано с архитектурой входа в жилье. Первообразом многих других типов сооружений. Следующий шаг эволюции архитектурного воплощения входа происходит тогда, когда «частное пространство» человека расширяется и возникает другой тип граничного барьера – ограждение. Возможно, сначала это была ограда вокруг собственных дворов, но вскоре появляются ограждения вокруг древнеславянских коллективных поселений – городищ. Об распространении этого типа поселений свидетельствуют, например, староскандинавские саги, в которых, когда говорится о путешествиях по пути «из варяг в греки», территория Древней Руси называлась Гардарыки – от слова garda (ограждение), т.е. страна огражденных городищ.

Входы в древнее жилье, дворы и поселения можно назвать архетипов, на основе которого возник и постепенно проявился типологический ряд шлюзовой построек. Таким образом, можно констатировать, что ворота – это архитектурная форма специально воплощенного входа в огражденную или символически определенное пространство, что контролируется человеком или обществом. Структурно ворота включает в себя пространство самого коммуникационного коридора, ограниченное материальными средствами с боков и сверху. Интересна этимология слова «брама» (brama), которое, возможно, происходит из общеславянского глагола «бороться», т.е. «Преодолевать что-то». Это также указывает на форму ворот как особого защитного сооружения, которое должно преодолеваться. Брама будто формирует ритм движения  пешехода или транспорта: движение-остановка, остановка движение.

По функциональному назначению брамы делятся на две группы:
– утилитарная – организация проходов в ограде; защита, охрана, контроль (включая сбор пошлин); установка систем изоляции (ворота, калитку и т.д.); 
– образно-символичная – объект и пространство обряда перехода, молитвы, заговоры; средство обозначения собственности, создания особого настроения, презентации.

Функциональное использование брам не локализуется с тем или иным их типологическом видом. Оно может быть смешанным, некоторые городские ворота имели как функцию охраны (даже караульные помещения), так и сакральную (часовня в воротах, изображения святого), например Острая брама в Вильнюсе.

Архитектура брам в своем историческом развитии также изменялась от замковых въездных башен (Лида, Крево, Мир), к парадно-торжественным городским воротам (Слуцкая брама в Несвиже). Можно сказать, что происходила постепенная эволюция от прямых утилитарных  назначений и функций до – символических. Но всегда существовал основной генетический смысл этой архитектурной постройки – быть организованным барьером между средой разного семантического назначения, поэтому сохранилась архитектурно-эстетическая задача – подготовка человека к переходу в другую пространственную ситуацию по коммуникационному коридору.

Композиционно брама может включаться в архитектурный ансамбль с основным зданием (дворец, усадьба, храм), но это не общее правило. Тем не менее, важным является именно расположение ворот в материально-коммуникационной и визуально-коммуникационной связке с основным зданием дворца, храма или усадьбы. Подходы к брамам и их позиция относительно главного здания часто специально спланированы, чтобы открыть архитектуру сразу, как только мы проходим через нее. Что же касается стилистической и композиционной связи с ограждением, то она могла существовать и не существовать. В некоторых случаях ворота создавалась вообще как самостоятельная постройка, подчеркивая свое композиционное назначение.  Ворот, которые вели к усадьбам, что располагались в глубине парков, создавались таким образом, чтобы сделать их частью паркового ансамбля. При входах организовывались открытые площадки  или аллеи деревьев с вертикальными кронами.

Особенность архитектуры брамы заключается и в том, что предельная природа позволяет присоединять их к различным типам среды – паркового, городского, крестьянского, открытого, закрытого и т.д.  Архитектурная стилистика ворот соответствует определенным этапом развития белорусском архитектуры замковая готика, ренессанс, барокко, классицизм, историзм, модерн. Однако общей тенденцией является взаимосвязь и сочетание стилей.

Традиционно делается архитектурный акцент на боковые элементы ворот столбы, колонны, пилоны и т.д. Это, с одной стороны, вызывается строительными требованиями – закреплением на боковых конструкциях полотен ворот, с другой – это часть самого символического назначения ворот. Боковые акценты создают общий образ «стражей» входа. Поэтому столбы очень четко рустовались, на их «насаживались» шары или шпили. Нередки примеры использования скульптурных изображений львов, также «охраняли» входы. Симуляция обороны приводило к тому, что ворота решались в виде псевдозамковых башен-пилонов. Это одновременно соответствовала идеям романтизма в архитектуре парков, где находились усадьбы.

Дворцовые ворота часто включали в свою композицию геральдику владельцев в виде картуша, что замыкали арки входов, или изящных кованых деталей, которыми отделывались храмовые и кладбищенские типы ворот

Стоит отметить, что арки – наиболее устойчивая форма, в которой организовывались входы. Само слово «арка» на санскрите означает «что-то солнечное», и это подчеркивает первозданный символический смысл входа. В языческие времена вход имел еще одно  назначение – встречи с солнцем, солнечным божеством. Возможно, первыми прототипами арок были мегалитические постройки – дольмены, вокруг которых проводились обряды встреч с солнышком. В архитектуре белорусской брамы использовались как полуциркульные, так и стрельчатые (псевдоготическом) арки. Последние были особенно распространены в XIX веке, что также подчеркивало их «псевдозамковый» романтический характер. Нередко брамы исполнялись ярусной архитектурой, особенно в храмовой архитектуре (подходы к церкви, костела, монастыря). При этом второй ярус использовался как колокольня, в нем могла размещаться религиозная символика икона, скульптура. Это тоже напоминало о необходимости творить молитву в существующей граничной зоне, подготовиться к контакту с сакральной зоной храма. В конце XIX – начале ХХ века в строительстве ворот широко применялась лицевой и фасонные кирпичи, что часто создавало эстетический контраст с основным зданием того или иного комплекса. Очаровательно выглядят небольшие фонарики (бельведерчики) над воротами перед деревенскими храмами или кладбищем. Этот тип крестьянских ворот особенно интересен, потому что здесь создавались настоящие произведения искусства. Их архитектура иногда абсолютно индивидуальная и своеобразная. Архитектурная форма при этом не соответствует строго тому или иному архитектурному канону, она импровизационная и каждый раз неповторима, что говорит о талантливости местных мастеров.

Выводы:
1. Архитектурная организация входов воплощает идею границы пространства, через которую осуществляется переход от одного типа среды –  к другой.
2. Брамы имеют как утилитарное, так и образно-символическое значение, связанное с их происхождением и семантикой.
3. Архитектура брамы является особым традиционным жанром в истории белорусской архитектуры.

Экспозиция кирпича

Слово «кирпич» заимствовано из тюркских языков. До кирпича использовали  плинфу. «Плинфа» — тонкая и широкая глиняная пластина, толщиной примерно 2,5 см. Изготавливалась в специальных деревянных формах. Плинфа сушилась 10-14 дней, затем обжигалась в печи. На многих плинфах находят клейма, которые считаются клеймами изготовителя.

Старейшие экспонаты музея относятся к ХІІ в., они привезены из Турова, из таких кирпичей был сооружен фундамент древнего храма.

Интересным экспонатом музея является, так называемый, пальчиковый кирпич. Его отличительная особенность – следы пальцев мастера, которые тот оставлял еще на необожженном «полуфабрикате». Одни историки считают такой след своеобразным клеймом, другие – необходимостью для лучшего сцепления в кладке.

В древней Руси кирпич появился в Х веке, это связано с влиянием византийской культуры. Наиболее массово его стали применять с конца столетия. В результате крещения Руси в 988г. со священниками из Византии приехали и строители, привезшие секрет производства кирпичей. Первой кирпичной постройкой в древней Руси была Десятинная церковь в Киеве, в Москве первые кирпичные дома были сооружены в 1450 г. А в 1475г. был построен первый в России кирпичный завод. До этого производство кирпича было в основном развито при монастырях. Техника производства кирпичей была достаточно примитивной и трудоёмкой. Формовали кирпичи вручную, сушили исключительно летом, а обжигали в напольных печах-времянках, выложенных из высушенного кирпича-сырца.

В ХV в. – появляется кирпич в виде бруска («аристотелев») по имени итальянского архитектора Аристотеля Флораванти.

Стандартный обожжённый кирпич появляется примерно с XVI века.

Кирпич с личным клеймом мастера служил надежной гарантией качества. Если в телеге при разгрузке три оказывались разбитыми, забраковывалась вся партия. Клеймо в виде вензелей заглавных букв Н.Б. и фамилии КЕЦЛАХЪ принадлежит известному в ХІХ в. местному мастеру кирпичных дел. В старину отдельные мастера и целые заводы имели подобные клейма. Сейчас по ним легко можно определить возраст постройки. Обычно клеймо наносили на каждый сотый или тысячный кирпич. Частные производители обычно ставили оттиск своих инициатив, иногда угловой знак, иногда фамилию заводчика.

В ХVІІІ в. клейма ставили на тычке. В сер ХІХ в. – на ложке (ребро), а в кон. ХІХ в. – на широкой грани кирпича (постель).

До ХVІІІ в. кирпичи были неровные, но с появлением машинного производства в 40-х гг. ХІХ в. кирпичи стали гладкими и ровными.

История и этнография белорусского Полесья

История – сокровищница наших деяний,
свидетельница прошлого, пример и поучение
для настоящего, предостережение для будущего.

Мигель де Сервантес

В литературе нет единого мнения по поводу происхождения топонима Полесье. Большинство исследователей придерживается мнения, что в основе термина лежит корень -лес-. Тогда Полесье — территория по лесу, то есть граничащая с лесом. Существует и альтернативная точка зрения, по которой топоним происхождит от балтского корня pol-/pal-, обозначающего болотную местность. Белорусское Полесье занимает южные районы Брестской и Гомельской областей. Общая площадь региона составляет 61 тыс. км2, то есть чуть менее 30 % территории Белоруссии. Протяжённость территории региона с запада на восток составляет около 500, с севера на юг — около 200 км. В первую очередь, Белорусское Полесье разделяют на Западное и Восточное. Условной границей между Западным и Восточным Полесьем считается Ясельда и Горынь, а также участок Припяти между устьями этих рек.

Белорусское Полесье делится на пять физико-географических областей (перечисление с запада на восток): Брестское, Припятское, Загородье, Мозырское и Гомельское. Загородье — местность на юге Брестской области, основная часть Берестейско-Пинского Полесья. В Белорусское Полесье, кроме бассейна Припяти, входят верхняя часть бассейна Щары, бассейны Мухавца и Брагинки.

История Полесья начинается в глубокой древности. Раннеславянские памятники культуры здесь известны с VI в. На берегах полноводных рек появлялись первые городские поселения – Туров, Пинск, Мозырь, Гомель и др. Защищенные рвами, валами и деревянными стенами, они быстро росли, превращаясь в богатые экономические центры.

Были налажены торговые связи с Киевом и другими южнорусскими городами, с Польшей и Прибалтикой.

Богатая нетронутая природа, большое количество редких видов животных и птиц, культурно-исторические комплексы придают этой местности неповторимый колорит и большое экологическое и культурное значение.

Водно-болотные угодья играли центральную роль в развитии человечества на протяжении всей истории. До сих пор многие сообщества зависят от водно-болотных угодий с точки зрения выживания, а также экономически. Более миллиарда людей в мире живут на заболоченных территориях. Для них водно-болотные угодья обеспечивают жизненно важные средства и условия существования, включая продукты питания, защиту от наводнений, очистку воды и водоснабжение.

«Белорус осторожно ступает по болоту, ему тут и тревожно, и спокойно… Он привыĸ обдумывать ĸаждый шаг, иначе попадешь в топь — и поминай ĸаĸ звали».

Отношение к болоту, выражаемое в языке и культуре беларусов, амбивалентно – с одной стороны, это гиблое, опасное место, с другой – не доступное для врагов убежище, где можно укрыться во время опасности и найти пропитание.

Эти места были непростым кормящим ландшафтом для местных жителей. Он требовал труда и терпения.

Давид-Городок. Идут через болото. 1936
Источник: Палесьсе і палешукі. Мінулае.
Сплав на Пине. 1920-30-е
Источник: Палесьсе і палешукі. Мінулае.
Переправа через Припять. 1930-е годы
Источник: Палесьсе і палешукі. Мінулае.
Полесье. Рыбак и рыбачка. 1930-е
Источник: Палесьсе і палешукі. Мінулае.
Западное Полесье. 1936
Источник: Палесьсе і палешукі. Мінулае.

С одной стороны, болото  – это естественная среда обитания полешуков, мир их хозяйственных забот. С другой стороны – это основа их мировосприятия, их взгляда на природу и свое место в мире. Болото – это нехватка продуктивных земель, неурожайные зыбкие земли, на которых трудно сделать даже надежные постройки. Это жизнь на острове, как называется в романе деревня, окруженная не рекой или морем, а непроходимыми болотами и бездорожьем, которые отрезали местных жителей не только от городов и цивилизации, но даже от соседских деревень. Эта изолированность наложила определенный отпечаток на живущих на болоте людей, на их характер и образ жизни. Люди адаптировались к окружающим условиям, и уклад их жизни отличался уникальными характеристиками. Полешуки научились ходить через опасную трясину, использовать природные ресурсы водно-болотных угодий, выращивать и сохранять урожай. Для передвижения по воде из цельного ствола дуба рубили челны. Они были в каждом хозяйстве. На быстрых и легких челнах домой с поля привозили сено и картошку, рыбачили, плавали на рынок. На лодках перевозили даже крупных животных.

Заболоченная местность требовала от полешуков умения находить решения, подходящие к их условиям жизни. Постоянные паводки научили местных жителей искусно ловить рыбу и заниматься бортничеством. Паводки не так сильно влияли на пчел, а значит, мед всегда можно было достать. Для этого в толстых и высоких деревьях делали дупла или же выбивали их в отдельных колодках. Они становились домиками для диких пчел, мед которых собирали бортники.

Множество опасных, гиблых мест на болотах, необходимость обдумывать каждый свой шаг, отрезанность от мира сформировали характер жителей Полесья – осторожные, осмотрительные, неторопливые в принятии решений, не слишком доверчивые по отношению к другим людям. Они воспринимают жизнь такой, какая она есть, не надеются на случайную удачу, склонны полагаться на собственные силы, не рассчитывая на помощь извне.

Рынок на Пине
Источник: Палесьсе і палешукі. Мінулае.

Болота всегда казались крестьянам таинственными и непредсказуемыми местами. Это не только топь и грязь, но и невообразимая красота и величие, вызывающая не просто эстетическое чувство восхищения красотой природы, но и чувство благоговения перед ее силой, гармонией, взаимосвязями.

Именно природные условия сформировали важнейшие свойства культуры белорусов, в которой человек не противопоставляется обществу, а общество – природе. Каждый человек обладает теми же качествами, которыми обладают и другие люди. Явления и силы природы также одушевлены и обладают теми же свойствами, что и люди.

Культура жителей Полесья своей неповторимостью уже давно привлекает внимание исследователей, писателей и туристов. Из-за относительной изоляции в силу заболоченности территории полешуки редко взаимодействовали с жителями других регионов. В связи с этим старые традиции Полесья хорошо сохранились. Язык полешуков (полесские говоры), одежда, дома, праздничные обряды, еда, фольклор отличаются не только по сравнению с другими частями Беларуси и Украины, но даже в самом Полесье каждый город и деревня разные, и по тому, как люди выглядят, говорят или действуют, можно понять их место происхождения.

Во многих полесских деревнях и городах встречаются небольшие деревянные церкви, памятники полесского зодчества. Некоторые из них удивляют своей необычной архитектурной формой, другие – способом, которым они были построены (строительство без гвоздей).

В Полесье находится около 100 объектов архитектурного, исторического, художественного и археологического наследия государственного значения. Десятки из них претендуют на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В последнее время интерес к уникальной природе и культурным особенностям полесского региона растет не только в Беларуси, но и за рубежом. Полесье часто сравнивают с Амазонией. Этот образ все более активно используется в описании и туристическом продвижении полесского региона.

Припять – Европейская Амазонка
Фото: Виктор Малыщиц

Полесский регион описывают не только как Европейскую Амазонку, но и как море Геродота, Сарматское море или Белорусское море. Еще несĸольĸо столетий назад здесь находилось большое море, о существовании ĸоторого говорят древние ĸарты, хрониĸи и археологичесĸие находĸи. О нем 2500 лет назад упоминал Геродот, как о ĸрупнейшем озере Европы (настольĸо большим, что оно именуется морем). Вода его была пресной, так как оно появилось при таянии ледниĸов.

Существование огромного озера или моря в районе Брестсĸой области и восточнее подтверждают и средневеĸовые ĸарты С. Мюнстера (1540 г.), Я. Гастальди (1562), К. Вопеля (1566 г.), Г. Мерĸатора (1609 г.). Там оно называется Сарматсĸим. Название, видимо, условное и происходит от общего названия Восточной Европы ĸаĸ Сарматии.

На ĸартах XVI веĸа Сарматсĸое море-озеро имеет форму подĸовы. На берегах этого обширного водоема располагались Шерешево и Жировичи, из него вытеĸали (или питали его?) речĸи Ясельда, Нарев и Лесная. На ĸартах С. Мюнстера и К. Вопеля озеро называется «Sarmatica palus». Название «palus» (болото) свидетельствует о том, что тенденция ĸ заболачиванию и пересыханию озера была уже явно заметна. На ĸарте Я. Гастальди водоём называется озером: «lago» (по-итальянсĸи – озеро). На Радзивилловсĸой ĸарте ВКЛ (1613 г.) на месте озера мы видим уже подĸовообразное болото, в середине – местечĸо Берёза.

Полесье, море Геродота
Источник: history-belarus.by
Полесье, море Геродота
Источник: history-belarus.by

Судя по тенденции исчезновения моря-озера, неĸогда оно было огромным, ĸо времени Геродота было очень большим, ĸ средним веĸам – намного ĸрупнее озера Балатон в Венгрии, в период расцвета ВКЛ постепенно превращалось в болота.

Многие традиции Полесья сохранились до наших дней, потому что люди бережно передавали их из поколения в поколение. Бортничество, сбор лекарственных трав, аутентичное полесское пение, фольклор, методы строительства, одежда и орнаменты – все это может быть использовано как источник вдохновения и развития, а не просто как исторические свидетельства или музейные экспонаты, интересные лишь узкому кругу специалистов.

Наша экспозиция

Архитектура – выразительница нравов

Деревянные постройки в сравнении с каменными быстрее разрушаются и легко горят. Поэтому, когда у белорусских магнатов появились средства и возможности возводить долговечные каменные храмы и усадьбы, деревянное зодчество отошло на задний план, но не забылось и не исчезло.

Старых деревянных храмов в Беларуси в разы меньше, чем каменных. Но все же есть церкви, костелы, мечети, которые время пощадило. Сегодня все они являются памятниками народного зодчества, придающими колорита белорусским местечкам.

Аналогов белорусских церквей, построенных в ХVI-ХIХ веках, в Европе практически не осталось. А в Брестской области сохранилось 112 культовых сооружений из дерева, достойных внимания. И 88 из них можно называть уникальными – не встретишь двух одинаковых храмов. На некоторых установлены кресты, созданные под влиянием язычества. Эксперты предлагают объединить старинные деревянные храмы и строения Полесья в один трансграничный объект, так называемое «Деревянное ожерелье».  Также в регионе много святынь, построенных без гвоздей.

Церковь Святого Николая в Кожан-Городке

Деревянные полесские храмы, как правило, достаточно скромны по размерам, но церковь в Кожан-Городке выделяется среди других величиной и количеством куполов – их пять. Святыню на кургане в местечке построили в 1818 году. Поговаривали, что этот самый курган насыпали военнопленные французы, а песок для холма они носили чуть ли не в шапках.

Свято-Николаевская церковь – классический пример деревянного полесского зодчества. Она появилась в поселке благодаря щедрому шляхтичу с фамилией Щит. А возводили ее несколько мастеров. Все они были неграмотными – под контрактами напротив фамилий оставили крестики. Но это никак не помешало им создать уникальный на сегодня памятник народного зодчества – внушительную по размерам церковь, построенную без единого гвоздя.

Церковь Святого Никиты в деревне Здитово

Внешне Свято-Никитская церковь в Здитово не производит сильного впечатления: небольшая деревянная церквушка, каких не так уж мало в Беларуси. Но знатоки истории оценят постройку, ведь это одно из самых старых деревянных зданий в стране.

Храм возвели на берегу реки Мухавец в далеком 1502 году в традициях западнополесской архитектуры. И пока другие многочисленные деревянные святыни уничтожались войнами, пожарами, временем, церковь в Здитово мирно проживала столетие за столетием. Конечно, здание не раз реконструировалось, и за последние века его облик сильно изменился, но тем не менее сегодня постройка претендует на включение в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Всех Святых в Турове

Полесский городок Туров нельзя представить без традиционной для Полесья деревянной церкви, которая к тому же является популярным местом паломничества.

Туровская церковь построена в первое десятилетие XIX века и долгое время служила исключительно для заупокойных служб, ведь она размещена на городском кладбище. Храм построен из трех срубов, в XX веке была проведена его реконструкция, тогда к зданию пристроили колокольню, а в начале 2000-х постройку украсили позолоченные купола.

А самой большой церковью на Полесье считается деревянный храм деревни Велемичи Дрогичинского района.

Но на культовом сооружении уже – увы! – не увидеть оригинальных крестов XVII века. Вместо них были установлены новые.

Троицкая церковь в Доброславке

Деревянную церковь в Доброславке Пинского района называют самым узким храмом Беларуси. Она была построена в 1758 году из основного сруба и 5-гранной апсиды. Ширина центральной части церкви чуть больше 6 метров, а притвора и апсиды и того меньше. Трехъярусную колокольню пристроили к храму позже, в XIX веке.

В 1642 году построена Церковь Успения Пресвятой Богородицы в д. Кошевичи Петриковского района.

В 1862 году к основному срубу пристроена звонница. Храм является памятником архитектуры XVII века. Приход зарегистрирован по благословению Преосвященнейшего Аристарха, епископа Гомельского и Мозырского 13 декабря 1991 года Гомельским областным исполнительным комитетом. Храм является памятником древнего зодчества. Исполнилось храму 363 года.

Успенская церковь в деревне Кошевичи внесена в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси как наследие XIX века. По материалам же Туровской епархии и сведениям местных жителей, храм датируется XVII столетием.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы была построена в 1642 году, и ее уникальность выражается не только в солидном возрасте: местные умельцы создали святыню без единого гвоздя. Этот скромный деревенский храм является памятником архитектуры древнего деревянного зодчества. Почти через два века, в 1862 году, к основному срубу была пристроена звонница.

Троицкая церковь в Ельске

Церковь была построена в 1780 году в тогдашнем местечке Каролин Мозырского повета помещиком Казимиром Аскеркой. Материалом для построения послужило дерево и построена она в виде креста.

В 1870 году к церкви была пристроена деревянная колокольня. Ельская Свято-Троицкая церковь была действующей все время после своего основания. Только накануне Великой Отечественной Войны она была закрыта и превращена в зерновой склад. В 1943 году церковь вновь открылась. Настоятелем церкви в то время был священник Георгий Смирнов.

Есть у ельского Храма своя святыня – чудотворная Васьковская икона Богоматери, которая излучает особый свет, исцеляющий души людские от немощей и болезней. Поклониться святой иконе приходят не только верующие прихода, но приезжают и христиане из различных уголков Беларуси и зарубежья.


Каменецкая вежа

В городе Каменец Брестской области находится уникальный памятник архитектуры и оборонительного зодчества второй половины XIII века – Каменецкая башня (Каменецкий столп, Каменецкая вежа).

На холме у некогда полноводной реки Лесной возвышается величественное строение, похожее на огромную шахматную ладью.

Каменецкая вежа относится к типу волынских и имеет общие черты с башнями-донжонами, распространенными в XII-XIII веках в Западной Европе.

Пятиярусное круглое в плане сооружение (высота около 30 м, толщина стен 2,5 м, наружный диаметр 13,6 м) стоит на каменном фундаменте высотой около 2,3 м и диаметром 16 м. Башня сложена из кирпича темно-красного и желтоватого цветов.

Каменецкая башня (каменецкий столп) — это не «Белая вежа»! (хотя прозвище уже закрепилось).

Жизнь на этих землях в стародавние времена была совсем не легка. Здешние территории, как и сейчас, были пограничными, но не с западом и востоком, а с севером и югом.

Не секрет, что в 13-ом веке здешние территории находились во владении Галицко-Волынского княжества, а примерно с 1272 года на престол взошёл Владимир Иоан Василькович. Известно, что до сего момента каменецкая земля обезлюдела от продолжительных и кровопролитных войн (лишь ятвяги прятались по вековым пущам), на западе были проблемные отношения с Польским королевством, с севера наседало молодое Великое княжество Литовское. Князь Владимир принимает стратегическое решение — укреплять границы.

«И посла Володимиръ мужа хитра, именемь Алексу, иже бяше при отцѣ его многы городы рубя, и посла й Володимѣръ с тозѣмьци в челнох воз верхъ рѣкы Лосны, абы кдѣ изнаити таково мѣсто городъ поставити. Се же изнашедъ мѣсто таково, и приѣха ко князю, и нача повѣдати. Князь же самъ ѣха с бояры и слугами, и улюби мѣсто то надъ берегомъ рѣкы Лысны. И отреби е, и потомъ сруби на немь городъ, и нарче имя ему Каменѣць, зане бысть земля камена».

Древний Каменец. Реконструкция по материалам М.А.Ткачёва, рисунок Я.С.Кулика

Нашим пращурам пришлось решать сложную задачу, а именно — соорудить многотонную и высокую конструкцию на болотистой почве (малейший просчёт и ваше сооружение повторит подвиг Пизанской башни, но с более мрачными последствиями). Решение таково: делается фундамент, внешне похожий на гигантскую хоккейную шайбу, 16м в диаметре и толщиной 2.3м из булыги пересыпанного мелким речным песком на дубовой основе, камни ничем ни скреплялись для распределения огромного давления башни на более широкую площадь.

Разрез башни

Историки считают, что башню построили где-то между 1276 и 1288 годами.

Каменецкая башня, разрез

В качестве строительного материала использовали обыкновенный кирпич с необыкновенными свойствами – «пальчатка» размером 26.5х13.5х8 см.  По преданию изготовитель кирпичей проверял глину, пробуя её на вкус. Затем добытая глина просеивалась от камней и замешивалась в определённой пропорции с песком и другими «органическими добавками»: кровь животных и белки яиц. Формовка кирпичей производилась не круглый год, а лишь во время строительного сезона (в период от поздней весны до ранней осени, около 100 календарных дней).

Кирпич-«пальчатка» (пример)

После замеса глину набивали в деревянную форму-рамку, излишки глины обрезались ножом-«правилом», а по верхней и нижней грани пальцами рук делали продольные параллельные борозды («пальчатка»). Получившиеся углубления обеспечивали большую площадь контакта кирпича со строительным раствором, что обеспечивало большую прочность кладки. После сушки «сырца» производили обжиг в специальных печах – материал готов, теперь можно ваять шедевр…

Кладку ложили «по-вендски» чередованием двух «ложков» и одного «тычка». Впервой этот метод применили в Ломбардии в конце XII в, а затем переняли в Германии, Польше, Ливонии.

Вендская кирпичная кладка
«Тычок»
«Лажок»

Ещё одна особенность в постройке башни — известь (цемента тогда не было). К строительству годилась лишь та известь, что гасилась в земле от шестидесяти лет до века. Пролежав в земле якобы сто лет, она становилась мягкой и пластичной, точно масло. Когда замешивали раствор для кладки, к гашеной извести добавлялась сухая негашеная, яичные желтки и кровь диких животных (в 1998 году во время раскопок недалеко от башни нашли захоронение костей диких животных, среди которых были даже кости бобра). Отсюда-то и пошло выражение «строить на крови».

В башне сохранились гнёзда от деревянных балок перекрытий, которые делили её на пять ярусов. Каждый ярус имеет бойницы. В нижних четырёх они одинаковы и расширяются вовнутрь.

Форма бойниц на нижних 4-х ярусах

На четвёртом ярусе в сторону реки виден один большой стрельчатый проём, под ним отверстия от балок, на которых в прошлом держался балкон — это один из входов в башню.

Вход в башню на высоте 13 метров

Бойницы пятого яруса расширяются и внутрь, и наружу, форма их также стрельчатая.

Форма бойниц на 5-м ярусе

Между этими бойницами размещаются четыре плоские ниши. В старину именно их штукатурили и белили.

Декоративная ниша

Все пять ярусов были соединены между собой деревянными лестницами. Ещё одна, кирпичная, спрятана в толще стены.

Лестница в стене

Она ведёт с пятого яруса «на зубцы» и освещается двумя маленькими окошками.

Вежу увенчивают четырнадцать зубцов, через один прорезанные сквозным смотровым отверстием.

Зубцы

Если предположить, что эти отверстия были изначально (все зубцы как минимум два раза полностью реставрировались), то, вероятно, они служили в качестве наблюдательных окон во время интенсивного обстрела.

Наблюдательное окошко в зубце

Боевая площадка располагалась по периметру и представляла собой уступ шириной около полутора метров, находящийся перед зубцами.

Современный купол на башне и боевая площадка перед зубцами

Доподлинно известно, что крышей служил кирпичный свод над пятым ярусом, даже сохранились его несущие элементы. По периметру между куполом и стеной башни проходил жёлоб, в который собиралась вода и отводилась наружу стен через 4 сквозных канала.

Пусть Каменецкая башня и строилась ради войн, но и в этом случае не стоит забывать о внешности. Её внешний облик простой и лаконичный.

В верхней части башни, под зубцами, имеется «лента» из 4 рядов кирпичей, положенных «на угол».

Декоративный орнамент под зубцами

Этот декоративный орнамент придаёт сооружению дополнительную выразительность и подчёркивает древность местных архитектурных традиций. Верхний вход обрамлён скромным готическим порталом. Ранее на этом месте был ещё и балкон, о чём свидетельствуют отверстия для балок внизу проёма. Входы делались очень узкими осознанно: если противник прорывался к двери, то одновременно мог пройти только один человек, а уж одного заколоть проще, чем толпу врагов. Кроме того, как было написано выше, четыре ниши на 5 ярусе белились, что придавало строгому и величественному сооружению черты скромной красоты.

В итоге сдали объект со следующими характеристиками: высота — 17 маховых сажень (от фундамента 30.15м), наружный диаметр — 13.5м, толщина стены — 2.5м. Диаметр фундамента 16м., его высота больше 2-х метров. Первые два этажа — схрон для еды, питья и прочей хозяйской потребы, последний — арсенал, остальное жилплощадь для бойцов. Кстати, на первом ярусе был родниковый колодец — проблем с водой во время осады не было. Общая площадь всех ярусов 300м<sup>2</sup> позволяла разместить большое количество людей, активно участвующих в обороне.

Вид в конце 19 века

В конце ХIХ в. Вежа была отреставрирована.

Вал, выложенный колотыми камнями
Современный вход в башню
Дренажный канал
На фото чётко видна граница старой кладки и кладки 1903-1905 годов

Во время Первой мировой войны Каменецкая башня претерпела очередное мучение — были разрушены зубцы. И так она стояла до окончания Второй мировой войны, пока в 50-х годах на неё снова обратили внимание.

Каменецкая башня в межвоенный период

Со слов местных жителей башня после войны оказалась в плачевном состоянии. Местное руководство не оказалось в стороне, и вскоре башня обрела приличный внешний и внутренний вид.

Башня в 1953 году
Побеленная Каменецкая башня

Башню побелили примерно в 1960 году. Именно в этом году Каменецкая башня стала краеведческим музеем.

Однако со временем башня приняла жуткий вид.

Каменецкая башня, 1975 год

В 1996 году для наведения исторического порядка – очистки башни от побелки – были приглашены альпинисты. А с 1998 года началась долгожданная и долгоиграющая реставрация (закончилась в 2005 году), результаты которой всякий гость нашего края может увидеть по нынешнее время: заменили все перекрытия, установили принципиально новую лестницу особой конструкции, дабы исключить трагические случаи среди посетителей, обновили купол и наполнили все ярусы экспонатами.

Экспозиция в башне

В 2012 году площадке вокруг башни придали современный вид.

Любопытные факты и предположения

1. Подземный ход! Подземный ход упоминает в своей книге Лев Паевский, который лично засвидетельствовал этот факт. На западе от башни, на холме, где ранее была фильмотека, а сейчас пустырь, до 1742 года находился княжеский дворец. Позже здесь построили здание мужского и женского училищ. Когда производился ремонт училища, под землей была найдена кирпичная кладка по направлению к башне, на которую никто не обратил внимания, к сожалению, она была уничтожена.

«Загадочный» вход внизу башни на гравюре Наполеона Орды, 1876 год

2. Температура. Говорят, что до реставрации 1998-2005 годов в башне в любую пору года была одинаковая температура +12оС.

3. Местные жители заметили на стене башни отметину в виде креста.

Крест на стене башни

Жемчужина Полесья – замок Пусловских в Коссово

Дворец Пусловских

Дворец, размещавшийся на небольшом по размеру плато, стал сердцем одного из наиболее прекрасных террасных парков, в котором выращивались более 150 разновидностей экзотических цветов и растений. Террасы были дополнены фонтанами и скульптурами. Также работала оранжерея, располагавшаяся в парковой части комплекса. На реке Коссовке, в северо-восточной части паркового комплекса существовала система из двух объединенных водоемов, которые были разделены между собой дамбой, а по берегам обсажены белыми ивами.

Дворец Пусловских ещё называют Коссовским замком, но он никогда не был оборонительным сооружением.

Дворец был построен в 1838г. чтобы поражать воображение. Строительство дворца началось в 1830 году.

Его архитектурный стиль был определён как ретроготика в пику популярному в ХIХ в. классицизму.

Сам он, его симметричная композиция и правильность форм — яркий пример гармоничного союза классицизма в планировке с ретроготикой в архитектурном оформлении.

Каждая башня символизирует месяц года, а 4 центральные башни – 4 самых плодородных месяца, май, июнь, июль, август.

Дворец вмещал в себя 130 покоев, каждый из которых особенен и уникален. Белый зал предназначался для танцевальных балов, розовый для коллективного и индивидуального музицирования. Было здесь такое чудо, как фойе со стеклянным полом, под которым располагался аквариум с экзотическими рыбами.

Специальная комиссия ЮНЕСКО признала дворец перспективным международным туристическим объектом.

Такой бриллиант средневековой архитектуры был буквально за копейки продан из-за накопившихся долгов. Во время Первой Мировой Войны из замка была украдена редчайшая коллекция рукописей, картины, скульптуры, драгоценности. До начала Второй Мировой войны здесь располагались школа пчеловодов и городские власти. Во Время второй мировой дворец был полностью разрушен. По слухам он был подожжен партизанами, с целью запугать фашистов. В то же время в пожаре  была уничтожена усадьба Костюшко.

Возводя свою резиденцию, Пусловские связывали строительство дворца с соседней исторической усадьбой.

Это фольварок Меречёвщина, считается, что здесь в 1746 г. родился Тадеуш Костюшко.

Говорят, что прекрасным воином его сделала несчастная любовь к Людвике Сосновской, дочери крупного магната, у которой в доме он работал учителем. Костюшко попросил руки девушки у отца, однако тот ответил: «Горлицы не для воробьёв, а дочки магнатов не для шляхтюков». Они тайно венчаются и хотят сбежать, но отец Людвики подсылает своих людей, чтобы убить Тадеуша. Он, опасаясь расправы, бежит во Францию.

Т. Костюшко, пожалуй, самый известный белорус в мире, почётный гражданин Франции, национальный герой Польши и США. Его имя носит один из округов штата Индиана, самая высокая гора в Австралии, острова на Аляске, город в штате Миссисипи, улицы в польских городах.

Когда в РП начинается восстание, Костюшко предложили его возглавить, он соглашается. 7 мая 1794г. издает Полонецкий универсал, согласно которому, провозглашается личная свобода крестьянам, которые поддержали восстание.

После он был взят в плен и помещен в Петропавловскую крепость. После Смерти Екатерины 2 ему предложили службу, дали денег, имение, но он уезжает в Европу. Умер в Швейцарии.

В настоящее время ведётся масштабная реконструкция дворцово-паркового комплекса в Коссово. 

По легенде существовал 25-километровый подземный ход, который связывал между собой дворец Пусловских и Ружанский дворец, ширина которого позволяла свободно проехать вознице тройке. Также рассказывают, что по дворцовым залам свободно гулял дрессированный лев, его выпускали ночью что бы слуги не занимались воровством.

Чечерская ратуша

Чечерская ратуша

Вторая половина XVIII века – это период архитектурного расцвета Чечерска. Именно в это время здесь были возведены многие сооружения, которые дошли до наших дней и представляют собой культурное наследие Чечерска. Например, из значимых построек того периода можно выделить Спасо-Преображенскую церковь, а также ратушу. Что касается Чечерской ратуши, то ее многие специалисты признают самой необычной в Беларуси. Подобных этому сооружений на сегодняшний день в стране осталось только пять штук: в Несвиже, Витебске, Шклове, Слониме и здесь, в Чечерске. Интересно архитектора сооружения: вместо привычной одной башни Чечерская ратуша имеет сразу пять башен, причем все они деревянные. Впрочем, стоит заметить, что архитектура Полесья всегда поражала своими удивительными и неповторимыми формами объектов деревянного зодчества. Еще одна любопытная особенность ратуши: в зависимости от того, под каким углом смотреть на здание, можно увидеть черты различных стилей, например, с одной стороны ратуша кажется выдержанной в стиле классицизма, с другой – в стиле готики, а иногда в ней можно даже разглядеть восточные мотивы.

Ратуше принадлежит центральное место в плане города, она замыкает перспективу главной улиц Чечерска. Ратуша имеет весьма компактную симметричную форму, а замыкают ее пять башен: более высокая центральная и четыре небольших по краям. Несмотря на то, что башни выполнены из дерева, они декорированы так, будто это каменная постройка. В целом архитектура Чечерской ратуши отличается от традиционного стиля конца XVIII века. Вероятно, смешение различных стилей произошло по желанию генерала Чернышова. В результате сегодня мы можем любоваться своеобразным памятником белорусского классицизма, о чем говорит строгость форм, центрическая композиция и симметрия всей постройки. Однако этот классицизм «разбавлен» и элементами готики, в частности, на ратуше имеются стрельчатые арки и ниши, присущие этому стилю. В некотором смысле ратуше присущи и элементы оборонной архитектуры, однако она никогда не использовалась в таких целях, эти элементы просто представляют собой декоративные дополнения.

Довольно продолжительное время, порядка 30 лет, ратуша в Чечерске была на реставрации. Сегодня она открыта для посещения. Здесь располагается историко-этнографический музей. Конечно, Чечерск не может похвастаться большой экспозицией. Основными экспонатами небольшого музея служат археологические находки с Замковой горы, а также иконы, которые написаны в оригинальном стиле. Ранее здесь даже существовала так называемая Чечерская школа иконописи, которая чем-то напоминает полотна итальянских мастеров. Большую часть икон, которые сегодня можно увидеть в ратуше, собрали из выселенных деревень. На втором и третьем этажах постройки можно посетить различные выставки. А на четвертом находится смотровая площадка, с которой открывается прекрасный вид на город и его окрестности.

Усадьба в Красном береге

Усадьба Гатовского в Красном береге является одним из самых красивых дворцово-парковых комплексов Беларуси конца XIX века. С середины XVI века владельцами имения Красный берег были разные помещики, в том числе участники декабристского восстания в 1825 году и восстания К. Калиновского в 1863 – 1864 гг. В 80-х годах поместье приобрёл генерал-лейтенант Михаил Гатовский. Спустя какое-то время он подарил усадьбу в качестве приданого к свадьбе своей дочери Марии. Мужем Марии стал предприниматель и меценат Викентий Козелл-Поклевский, который и стал фактически хозяином усадьбы Гатовского, определил ее дальнейшую судьбу.

Для возведения роскошного дворца пригласили знаменитого европейского архитектора В. А. Шретер. Приусадебным парком занимался главный садовод Варшавы Франтишек Шаниор. Благодаря стараниям мастеров, поместье существенно преобразилось. Внешний облик дворца, построенного в 1890-1893 годах, сразу привлекает к себе внимание. Композиция панского дома представляет собой Г-образное двухэтажное здание. Оцинкованные мансардные крыши, остроугольные щипцы и слуховые окна, эркеры и шатры зеленых башен придают ему особую силуэтную выразительность. Внешне архитектура здания напоминает грациозный баварский дворец. Оригинальный и красочный вид дворцу придают необычное сочетание оштукатуренных побеленных и краснокирпичных стен, серебристых чешуйчатых шатров и декоративных элементов из камня-песчаника. Встроенные на главном входе фигуры горгулий, выполняющие функцию водостока, мысленно отправляют туриста в Париж. 

Внутри усадьба Козелл-Поклевских не менее эксклюзивна. Интерьер каждой из 36-ти комнат был выполнен в индивидуальном стиле. Отделка и убранство дворца – целый музей многовековой истории архитектуры. Это сочетание элементов более десяти стилей – готический, романский, барокко, рококо, маньеризм, классицизм, восточные мотивы и даже неомавританский стиль, который встретить в Беларуси просто невозможно. В оформлении элитного дворца использовалась бронза, богатая лепнина, стилизованная резьбой, необычный орнамент на стенах, камины, специально подобранная мебель, светильники, венецианский хрусталь, французский фарфор и английский фаянс. Колорита добавляла большая коллекция живописи XIX века: произведения Айвазовского, Кондратенко, Семирадского и других известных художников.

После революции 1917 года усадьба в Красном береге несла функцию сельскохозяйственного училища, а после техникума. Во время Второй мировой войны здесь располагался немецкий, а затем советский госпиталь. Благодаря этому, дворцово-парковый ансамбль сохранился в отличном состоянии до наших дней и радует туристов. В 1996 – 2015 годах была проведена реставрация усадебного дома. С 2015 года в здании работает музей. Сейчас на территории бывшего помещика располагается Краснобережский аграрный колледж.

Помимо господского дома, сохранились небольшой флигель (сейчас располагается администрация), кирпичная ограда, комплекс хозпостроек, бровар и великолепный парк в английском стиле. В парке растут пихта, красная ель, клен бархатистый, граб, липа крупнолистная, лиственница и другие, редкие для Беларуси представители флоры. Парк занесен в перечень памятников природы республиканского значения, а усадьба Гатовского в Красном береге в список историко-культурного наследия Беларуси.

Ружанский замок

Дворец Сапегов в Ружанах

Дворцовый комплекс в Ружанах – один из уникальных уголков Беларуси. На протяжении столетий красивейший архитектурный ансамбль, который называют белорусским Версалем, принадлежал могущественной династии Сапегов.

История Ружанского замка

Местечко Ружаны (сегодня Пружанский район, Брестская область) впервые упоминается в письменных источниках в конце XV века. Известно, что до 1552 года оно принадлежало роду Тышкевичей. В те времена Ружаны славились производством сукна и ковров, художественных поясов, керамики. Здесь же проходили большие ярмарки.

В 1598 году имение Ружаны купил знаменитый магнат и политический деятель, канцлер, один из авторов уникального свода законов – Статута Великого княжества Литовского – Лев Сапега. Именно по его приказу в начале XVII века здесь началось грандиозное строительство. В Ружанах появился замок с тремя башнями, сочетающий в себе черты оборонительной крепости и парадного дворца.

В XVII веке Ружанский замок был значимым центром политической жизни Великого княжества Литовского. Здесь решались многие государственные вопросы, проходили приемы послов и королей.

Один из родоначальников династии Ян Сапега принимал в Ружанах короля Речи Посполитой Сигизмунда Старого. Бывали здесь король Жигимонт III Ваза, королевич Владислав (Владислав IV Ваза).

В огромных двухэтажных подвалах замка хранились государственная казна Великого княжества Литовского, арсенал, государственные документы и архив рода Сапегов, запасы продовольствия и бочки с вином.

Во второй половине XVII века дворец пережил не лучшие времена, был разграблен и полуразрушен. Причиной стали междоусобицы среди местной шляхты и Северная война.

В 1770-е годы владелец Ружан канцлер Александр Сапега вновь отстроил резиденцию. Благодаря саксонскому архитектору Яну Самуэлю Беккеру неприступный замок превратился в утонченный дворец с садами, парками, оранжереями.

Сочетая сразу два архитектурных стиля – барокко и классицизм – по красоте он не уступал знаменитому Версалю. Восстановительные работы завершились в 1786 году.

Гордостью Ружанского дворца были богатейшие библиотека и картинная галерея, один из лучших в Европе театров. В его труппе играли 60 артистов и 40 музыкантов, а многие спектакли ставились на французском языке. Зрителем здесь не раз бывал король Станислав Август Понятовский.

После восстания 1831 года Ружанские владения были конфискованы, а Сапеги перебрались в другое имение. Купец-арендатор организовал в покоях дворца ткацкую фабрику, которая работала здесь до начала ХХ века.

В годы Первой мировой войны комплекс опять был разрушен, но наибольший урон дворцу нанесла Вторая мировая война. Сохранились главный и восточный корпуса, въездная брама и флигели.

Ружанский дворец сегодня

К настоящему времени обновлены центральные въездные ворота – Брама, восстановлены боковые флигели. И сегодня Ружанский замок частично открыт для туристов.

В восточном флигеле работает музей “Дворцовый комплекс Сапегов”, где можно увидеть аутентичные предметы и элементы интерьера. Один из залов посвящен династии Сапегов, в галерее проходят выставки белорусских художников.

С 2011 года на территории дворца Сапегов проходит ежегодный праздник “Ружанская брама”. Его гости могут познакомиться с прошлым резиденции, посетить экскурсии, увидеть исторические реконструкции и выступления артистов, побывать на ярмарке народных мастеров.

История Мозырского собора Святого Михаила Архангела

Кафедральный собор Архангела Михаила в Мозыре

В 1645 году отставной полковник Стефан Лозко подарил часть холма, напротив Мозырского замка, монахам бернардинцам, для которых построил небольшой деревянный монастырь. В 1648 году во время казацко-крестьянской войны обитель была уничтожена. В течение войн середины XVII века, Мозырь был практически стерт с лица земли. Только при великом князе Яне III Собесском (1674 – 1696), легендарном спасителе Европы от мусульманского нашествия, в 1678 году началось восстановление Мозыря.

В это время самым могущественным и знатным родом на землях Мозырского Полесья был род Аскерок, представители которого занимали высшие государственные должности в повете и владели огромными поместьями.

Желая увековечить память о себе и своих заслугах перед Отечеством, в 1745 году Аскерки начинают строительство нового каменного монастыря бернардинцев, центром которого должен был стать величественный собор. Сколько лет длилось строительство, сейчас установить не представляется возможным. Скорее всего, храм был освящен в 60-х или 70-х годах XVIII века. Монастырский комплекс был построен в стиле позднего барокко в виде двухбашенной трехнефной базилики. В монастыре так же расположились начальная школа и библиотека.

За свои благодеяния, оказанные Церкви, Аскерки получили высшую честь и награду – в крипте собора была устроена семейная усыпальница, где находили упокоение представители фамилии.

После лихолетий конца XVIII века и присоединения Беларуси к Российской империи, национально-освободительных восстаний XIX века – бернардинский монастырь был закрыт, в его корпусах расположились присутственные места Мозырского уезда и больница. Собор неоднократно горел, пришел в упадок и начал разрушаться.

В 1864 году храм, находившийся в плачевном состоянии, был передан Православной Церкви и освящен в честь святого Архистратига Божия Михаила. 5 сентября 1865 года храм был освящен по православному чину. Началась новая страница в история собора. Казалось, что храму предначертана блестящая слава быть центром возрождающегося Православия на землях юго-восточного Полесья.

Находясь под защитой Архистратига небесного воинства, Мозырский собор святого Архангела Михаила избежал участи разрушенных святынь – у него была своя чаша скорби, его ждало более страшное испытание. Святой обители, где веками молили о прощении и славили всемилостивого Создателя, суждено было стать местом мученичества многих сотен ни в чем не повинных людей. Собор был превращен в тюрьму НКВД Полесской области, центром которой был Мозырь. По неполным данным в этой тюрьме было вынесено более 2000 смертных приговоров ни в чем не повинным людям.

Прошли десятилетия молчания, но истина все равно осталась непобежденной. В знак нашего покаяния, в назидание потомкам, как акт торжества Истины – в крипте Свято-Михайловского кафедрального собора по благословению Его Преосвященства, епископа Туровского и Мозырского Стефана, на месте мученичества тысяч людей, создается храм в честь Новомучеников и Исповедников в земле Полесской просиявших.

Пружанские торговые ряды

В Пружанах у пересечения улиц Кобринской и Слонимской была рыночная площадь с торговыми рядами и ратушей. Каменные торговые ряды были построены в середине ХIХ века. Планировка торговых рядов была типичной для такого рода построек и имела вид продолговатого прямоугольника, разделенного на секции. По периметру они были обрамлены галереей из арок. Уникальной особенностью этих рядов является смешением архитектурных стилей. Здесь наблюдается органичный сплав барокко и классицизма. Пружанские ряды являются ярким образцом монументальной архитектуры, подобных памятников на всей территории Беларуси остались единицы.

В народе торговые ряды получили название «белые лавки». Объясняется это просто: цветом фасада сооружения. Внутри отреставрированного здания и сейчас располагаются объекты торговли.

Пружанские торговые ряды не только интересный памятник архитектуры, но и окутанный мистикой торговый объект. Удивительным является тот факт, что те торговые точки, которые расположены у входа с торца здания, по неизвестной причине всегда стремятся переехать на другое место. За все время работы именно в этом месте еще никому не удавалось успешно поработать там. Через небольшой промежуток времени съехать пришлось даже Центру детского творчества, и дело тут было совсем не в деньгах. Все из когда-либо располагавшихся здесь торговых точек и организаций  находили любую причину, чтобы благополучно съехать с этого места.

Пожежинский царь-дуб

Растет Царь-дуб в трех километрах восточнее деревни Старое Роматово (Малоритский район). Высота составляет 46 метров, а диаметр достигает более двух метров. Это дерево считается самым старым в Беларуси, возраст которого около 800 лет! С 1963 года царь-дуб объявлен памятником природы республиканского значения. Высота дерева составляет 46 метров, при диаметре 2,14 метра. Так как дуб вырос в плотном лесном массиве, сформировалась высокоствольная форма дерева. Дерево имеет прямой колоннообразный ствол. Высота до первой ветки – 15 м. Проекция кроны по диаметру с запада на восток – 18 м, а с севера на юг – 20 м. Дорога к царь-дубу ведет через д. Дубично. По народным поверьям, населенный пункт получил такое название, потому, что ранее на этом месте росли дубы-великаны, но после бури уцелел только один.

Недалеко от царь-дуба растет дуб-патриарх, возраст которого 700 лет, высота – 35-40 м., диаметр ствола: 1,96 м.

Дизайн-студия «Город мастеров»

Вторая часть нашего музея представляет собой дизайн-студию. Здесь учащиеся, выбрав определенный исторический образ, эпоху, используя Интернет-ресурсы, вдохновляясь наследием мировой культуры, изготавливают, под руководством мастера производственного обучения, готовый художественный продукт, связывающий историческое наследие, современные технологии и материалы в оформительских работах.

Практический курс дизайн-студии содержит мастер-классы по использованию инновационных материалов, освоению передовых технологий и инструментов.